ПРОСТО МАТЕМАТИКА

 

Сайт учителя математики ГОУ СОШ №572 г. Москвы Быковой Л.К.

На главную

 

ТОЛЬКО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

Как бороться с ленью детей

«Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег

Тогда весь мир ты примешь во владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек»

Р. Киплинг

 

          Нельзя в двух словах  быстро решить данную проблему. Лучше обратиться к психологу, который и «диагноз»   поставит  точный, и делать что подскажет. Я же могу лишь изложить некоторые соображения из своего опыта и наблюдений.

 

          Во-первых, надо выяснить причину лени. 

         Лень и безразличие часто бывают спутниками физического недомогания. Поэтому, если ваш ребенок резко  стал апатичным,  необходимо  сначала обратиться к врачу и проверить его  здоровье.

         Дети  по сравнению со  взрослыми гораздо активнее, их проще мотивировать.  С раннего возраста необходимо  контролировать времяпровождение ребенка, стараясь сделать так, чтобы  ребенок как можно меньше был предоставлен сам себе.

        Дети учатся не на словах, а на примерах.  Трудно бороться с ленью детей в доме, где родители сами ленивы.  Вы сами и все члены вашей семьи пример для подражания для младших детей. И старшие дети должны быть примером для младших, поэтому они также всегда должны быть  занятыми полезным делом, даже в свободное  время.  Главное  -  это чтобы ваши дети не знали что такое  ничегонеделание.

 

Если ребенок дошкольник

 

        С маленьким  ребенком надо постоянно учить стихи, пересказывать сказки, придумывать истории, обсуждать  каждый увиденный мультфильм  или детское кино.   Если он рисует, то надо интересоваться, что он хотел изобразить, оформите его рисунки, сделайте им названия, повесьте на стену, делайте все чтобы показать, что для вас  это все очень важно. По мере того, как он будет подрастать постарайтесь устроить его в кружки или спортивные секции. Ребенок не должен быть предоставлен сам себе больше одного - двух часов в день. И пусть это будет время отдыха с книгой, прогулка с  другом или игра с домашним питомцем, но только не игры на  компьютере. С  компьютерной зависимостью не могут справиться  даже многие взрослые, а  детская психика еще слаба, чтобы противостоять таким соблазнам.

         Данный период жизни самый важный. Так как память, трудолюбие, усидчивость, любознательность  закладываются в раннем возрасте. Моим детям повезло: бабушки и дедушки привили им любовь к книге. Они довольно рано начали бегло читать, когда сверстники читали по слогам. Поэтому в начальную школу ходили с охотой.

          

Если ребенок пошел в школу

 

       Самостоятельным ваш ребенок еще станет не скоро. Так что приготовьтесь  уделять внимание  его урокам, проверке домашней работы, обсуждайте с ним прошедший день, помимо школы ходите с ним в театры, обсуждайте школьные дела, хвалите чаще, ругайте  реже. Чем активнее вы будете в этот период, тем быстрее ваш ребенок станет самостоятельным. Можно сказать, что  оценки детей в старшей школе – это оценка работы с ними их родителей в младшей школе. Так что, уважаемые родители в 5-ом классе не ругайте детей за тройки – это ваши тройки.

 

Если ребенок в 5-ом классе

 

             Лень в данный период может означать, что либо ребенок не все успевает освоить на уроках  либо наоборот ему скучно, так как он усваивает материал  быстрее остальных. Второе бывает редко и здесь можно посоветовать перевести ребенка в гимназию или лицей. Чаще все же мы наблюдаем отставание от сверстников.

         Когда все понимаешь, то все интересно, когда легко все дается и все получается, когда хорошие оценки, то и настроение бодрое.  А если дается трудно, да еще и сверстники смеются, то очень быстро пропадает интерес и желание учиться, а там  где скука, там и лень не далеко. Что тут можно посоветовать. Помогите ребенку как можете.

        Я, например, заметив, что мой сын бессвязно излагает мысли, стала учить вместе с ним устные предметы. Читая параграф по истории, после каждого абзаца  я  спрашивала его какая здесь изложена главная мысль и какой вопрос можно поставить. Таким образом, через пол года  он научился пересказывать и схватывать основную суть прочитанного.

       Можно  писать вместе домашние сочинения.  Если ребенку  не показать, как можно изложить мысль по другому, то он так и не научится составлять грамотно предложения.

       Что означает слово  «неуспевающий» - не умеющий делать быстро, медленный.   Учите с ним таблицу умножения, двузначное число умножайте в уме на однозначное, 10 примеров за 60 секунд. Научился? Тогда усложните, пусть умножает двузначное на двузначное. Шахматисты шестизначные числа  перемножают, помня все промежуточные результаты, так что есть к чему стремиться.  Быстрый счет в уме означает, что проблем с математикой у него не будет, а значит не будет проблем и с другими науками, так как  «умственные мышцы» работают правильно.

 

Если уже выпускник

 

        В данном возрасте много значит  мотивация и ответственное отношение к жизни и своей судьбе. Я своим детям в начале 11 класса говорила: «Может так случиться, что этот год будет «кормить»  всю твою жизнь. Так что  каждый  день этого года равен  двум-трем месяцам  жизни в будущем.  Проведи  этот день достойно, как хирург, который говорит, что он сделал все, что мог.»

       Наверстать пропущенный материал  с 5-го  класса теоретически можно. Все зависит  опять же от желания ученика. 

       У меня  был опыт  репетиторства с мальчиком 9-го класса.  В сентябре 9-го класса он учился сложению и умножению отрицательных чисел, действиям с дробями, раскрытию скобок. Формулы сокращенного умножения, квадратные уравнения и неравенства успел освоить до нового года. Параллельно изучали геометрию с азов. ГИА  он сдал на твердую тройку (одного балла не хватило до четверки), а геометрию устно сдал на четыре.  Пошел в 10-й, после 11-го поступил  в технический  ВУЗ, сейчас  уже работает  программистом.

        Помогла  его мама. По выходным дням  она следила, чтобы он через 3 часа занятий делал перерыв на 15-20 минут в виде пробежки на стадионе.  Каждое утро  подсовывала ему во время завтрака  примеры с  умножением.  Через 2 месяца он умел умножать в уме  двузначные числа. А еще у них был уговор, пока он не сделает  упражнения, которые я ему дала, плюс домашнее задание, за компьютер он не имеет права садиться.  Может этот опыт кому-то  еще пригодится.

     

P.S.

 

          Одна из  причин  лени – окружение или плохая компания. С кем дружит ваш ребенок?  Лень – заразная штука и бороться с ней в дружеской компании бездельников и лодырей занятие  неблагодарное. Как тактично ограничить общение вашего ребенка с такими «друзьями»  задача не из легких. И главное здесь не потерять доверие ребенка, не нарубить сплеча. Может даже сначала обратиться  с ребенком к посреднику, например, к психологу.

      Но чаще всего причина лени -  неорганизованность и несобранность.  Было  с вашим ребенком  такое, что он  начинал делать все что угодно, лишь бы не то, что нужно. И как следствие, и тут не успевает, и там не успевает.  Лечение  в данном случае одно  -  самодисциплина, а если ребенку самому не получается  справиться с собой, то  одна надежда на вас,  родители.

          Причем  начинать надо с себя. Так и говорите своему сыну: «Завтра встаем на 15 минут раньше, будем делать утреннюю разминку. » Затем показываете ему план «борьбы с ленью», где по минутам расписано сколько  отводится времени на мероприятия в течении дня. Два – три месяца (а кому-то надо  полгода или год)  такой жизни, и вы вылечитесь от привычки лениться. Медленно, но верно.

Конечная  цель здесь  научить ребенка самого планировать сначала свой день, затем год, затем свою жизнь.