ПРОСТО МАТЕМАТИКА

Сайт учителя математики ГБОУ Школа №1506 г. Москвы

Быковой Л.К.                                                                                                                                          На главную

ОБ АВТОРЕ

autor_photo.png

Быкова Людмила Константиновна

учитель математики ГБОУ Школы №1506 г.Москвы

Общие сведения

 

Образование:

МПГУ математический факультет (2001г.)

МИНГ им. Губкина геофизический факультет (1988г.)

 

Педагогический стаж в государственном колледже 1 год, в государственной школе 10 лет.

 

Автор дистанционного курса подготовки к ГИА и соавтор дистанционного курса подготовки к ЕГЭ по математике  на сайте Megacampus в МФПУ «Синергия».

 

Разработала курс стереометрии с использованием программы «Живая геометрия», позволяющая с помощью  наглядных стереометрических пособий на доступном для среднего ученика уровне, обучить решению трудных задач, анализу влияния данных условия задачи и на геометрический рисунок (геометрия в движении).

 

Моя концепция как педагога

«Учитель должен открыть

каждого ребенка себе, затем –

ему самому, затем – всем!» 

          Краеугольным камнем отечественной педагогики и психологии является тезис Л.С. Выготского: «правильно организованное обучение ведет за собой детское умственное развитие».  Например, подростки не терпят «механического» заучивания, а любят спорить и критиковать, а слабоуспевающие ученики интенсивно используют память, а не собственное мышление.

          Главной задачей своей деятельности как учителя математики считаю развитие мышления учащихся.  Проблема мышления и умственного развития, их связь с обучением являются центральной проблемой педагогики. Многие задаются вопросом, что такое ум, мышление и можно ли его развивать или – это от природы. Проанализировав массу литературы, можно заметить, что многие психологи и педагоги склоняются к идее развития мышления с помощью проблемных задач. Наиболее яркий представитель из них - Рубинштейн С.Л., который выявил внутренние закономерности мышления как процесса познания, а так же специфику математического мышления.

          В качестве методического аппарата управления математическим мышлением я использую три известные формы управления мыслительной деятельностью учащихся:

- выбор содержания информации (задач) учителем;

- постановка цели деятельности и развитие мотивов, побуждающих учащихся стремиться к этой цели (ученики пробуют различные методы и средства решения).

- систематическое развитие средств, нужных для решения определенного типа задач с помощью примеров и предписаний (доведение до сознания учеников не только содержания, но и методов мыслительной деятельности).

          Методика развития математического мышления на основе комплекса занимательных и проблемных задач включает в себя решение сразу двух проблем:

1)   Подбор содержания задач, систематизация которых отвечает двум способам формирования понятий: конкретно-индуктивному и абстрактно-дедуктивному.

2)   Выработка общих правил для решения любой задачи (этап формализации задачи – построения модели; этап внутримодельного решения; этап интерпретации полученного результата).

 

Общие задачи моей педагогической деятельности

-  Поиск оптимальных возможностей для интеллектуального развития учащихся.

-  Способствовать овладению навыками поискового мышления, готовить учащихся к активной деятельности .

-  Совершенствовать учебно-воспитательный процесс, на основе гуманистического, личностно-ориентированного подхода к обучению.

-  Выявлять наиболее способных и одаренных детей;

-  Создавать условия для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента;

-  Формирование потребностей к самообразованию и саморазвитию.

- Использовать в своей деятельности разные виды обучения — объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и др.

- Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Стимулирование может быть осуществлено за счет возбуждения любознательности, любопытства, познавательного интереса и путем развития у учеников долга, ответственности, активизирующих учение, несмотря на отсутствие в данный момент занимательной ситуации, интересных фактов и т. д.  Важно не только обеспечить потребность в изучении темы в самом начале урока, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление школьников, и они нуждаются в упражнениях, снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.

-        Осуществлять текущий контроль за ходом усвоения учебного материала  наблюдений за деятельностью учеников, постановки контрольных вопросов, упражнений обычного и программированного типа, путем индивидуальных собеседований с отдельными учениками во время самостоятельной работы класса, просмотра письменных работ, тетрадей учеников во время прохождения учителя по классу и т. д. Текущий контроль, как правило, не сопровождается выставлением отметок, поэтому ученики не стесняются говорить о возникших у них затруднениях, о непонимании тех или иных вопросов. Текущий контроль позволяет выявить типичные недостатки и затруднения в деятельности учеников, своевременно обратить на них внимание всего класса и предупредить накопление пробелов, ошибочных действий.  Что позволяет оценить рациональность избранного варианта организации учебной деятельности школьников, а также изложения учебного материала и других видов преподавания.

Общие задачи методической деятельности

 

            Содержание методической работы вижу в повышении эффективности урока, на включение каждого ученика в активную познавательную деятельность на уроке и во внеурочное время. Для этого использую:

           

1.    Теория проблемного обучения (опыт Скаткова )

2.    Активизация учебной деятельности учащихся (опыт Харламова)

3.    Игровые технологии

4.    Технология уровневой дифференциации (опыт Фирсова)

5.    Технология индивидуализации обучения (опыт Границкой)

6.    Технология личностно – ориентированного обучения (Якиманская)

Моя концепция как воспитателя

«Праздность – есть мать всех пороков,

 а трудолюбие – отец всех добродетелей».

 

          Важным направлением своей работы считаю нравственное воспитание школьников, противостоящего таким порокам, как бездуховность,  потребительство; возрождение  в детях желания и умения учиться, потребности в интеллектуальной деятельности, развитию  у детей диалектического мышления, расширении  их эмоциональной сферы.

 

Приоритетными задачами воспитательной работы считаю:

 

Воспитание нравственной, разносторонне развитой личности, возрождение российской интеллигенции;

 

Становление и развитие высших потребностей личности, гражданского и духовного ее возрождения;

 

Формирование системы навыков и моделей поведения, основой которых являются проверенные временем общепризнанные ценности;

 

Создание условий для формирования личности, которой присущи следующие качества:

- порядочность, честность, справедливость;

- открытость, готовность обсуждать и выслушивать;

- доброжелательное отношение к людям;

- самоуважение;

- уважение и терпимость по отношению к другим;

- забота о благосостоянии общества;

- патриотизм и гражданственность;

- понимание ценности образования.

 

Основные принципы воспитания:

 

    - Предъявление  высоких требований к ученику, уважая при этом его человеческое достоинство.

    - Создание атмосферы успешности, уверенности в себе.

    - Готовность к сотрудничеству.

    - Толерантность.

    - Способность к сопереживанию.